Компрессор – один из главнейших элементов климатического оборудования, который отвечает за осуществление холодильного цикла. Являясь одним из четырех базовых узлов современного кондиционера, компрессор обеспечивает эффективную циркуляцию хладагента по холодильному контуру аппарата. Он всасывает в себя хладагент, пребывающий под низким давлением и в газообразном состоянии. Внутри компрессора осуществляется сжатие хладагента до достижения высоких показателей давления, после чего хладагент нагнетается в следующий узел кондиционера – воздушный конденсатор. Компрессор для кондиционера, эксплуатирующийся при высоких температурах кипения, должен обладать минимальным уровнем рабочей вибрации. Именно это выделяет рассматриваемый кондиционерный узел из череды компрессоров, использующихся в другом оборудовании.
Виды кондиционерных компрессоров
По принципу взаимодействия с хладагентом современные кондиционерные компрессоры подразделяются на:
- поточные;
- объемные.
По уровню герметичности компрессорного корпуса выделяют следующие устройства:
- герметичные;
- открытого типа (сальниковые);
- полугерметичные (бессальниковые).
По типу двигающегося механизма выделяют следующие компрессоры:
- турбокомпрессоры (центробержные);
- роторные (ротационные);
- винтовые;
- поршневые;
- спиральные;
- аксиальные.
Рассмотренная классификация позволяет определить требующийся тип кондиционерного компрессора.
Кондиционеры бытового и полупромышленного типа
Наружные блоки данного типа климатического оборудования устанавливаются на крышах, стенах здания, либо в непосредственной близости от стены. При этом наружный блок должен в процессе работы вибрировать на минимально возможном уровне. Сильная вибрация сможет быстро разрушить крепления блока к поверхности здания. Это вынуждает производителей использовать в бытовых и полупромышленных кондиционерах только герметичные компрессоры. В таких узлах электродвигатель, заставляющий компрессор работать, находится в герметично запаянном корпусе. Значительно снизить вибрацию также помогает использование компрессоров спирального или ротационного типа. В автомобильных кондиционерах применяются аксиальные компрессоры, характеризующиеся высокой степенью компактности, минимальным уровнем вибрации, а также производительностью на малом или среднем уровне, в зависимости от актуальных потребностей.
Кондиционеры промышленного типа
Промышленные кондиционеры могут представлять собой самое различное оборудование. К ним относят прецизионные устройства, блоки компрессорно-конденсаторного типа, крышные кондиционеры, чиллер-фанкойлы, мультизональные кондиционеры, высокопроизводительные сплит-системы и т.д. Производительность промышленных кондиционеров находится на заметно более высоком уровне, в сравнении с бытовыми устройствами – от 20 до 7000 киловатт. Оптимальным местом установки такого оборудования является крыша здания. Кроме того, их могут монтировать на грунте в непосредственной близости от здания. Расположение промышленного кондиционера внутри помещения также практикуется, но в гораздо более редких случаях.
Для установки кондиционера промышленного типа не требуется сооружения мощного фундамента под крепление устройства. Но это является и недостатком, поскольку вибрация от работающего устройства передается области его установки. Так что, минимальный уровень вибрации актуален и для процесса выбора промышленного кондиционера. Для этого производители также прибегают к использованию спиральных или ротационных компрессоров герметичного типа. Если речь идет о высокомощных моделях промышленных кондиционеров, то здесь могут быть задействованы бессальниковые винтовые или центробежные компрессоры (последние используются реже). Вы наверняка заметили, что мы не упомянули о поршневых компрессорах. Такие узлы действительно практически не используются в современных промышленных кондиционерах по причине высокого уровня вибрации, создаваемого в процессе работы. Чтобы погасить создаваемые вибрации, нужно заливать серьезные фундаменты под крепления кондиционерных блоков. В большинстве случаев это невозможно осуществить в виду места расположения кондиционера и индивидуальных особенностей конструкции оборудования.
Аксиальный компрессор
Мы уже упомянули о том, что аксиальные компрессоры часто применяются в автомобилях, что объясняется их компактными габаритами и минимальным уровнем рабочей вибрации. Аксиальные элементы могут изготавливаться в герметичном и сальниковом исполнении. Принцип работы такого узла заключается в следующем.
Компрессор прикрепляется к двигателю автомобиля. Далее налаживается привод между двигателем и компрессором с помощью ременной передачи, если речь идет о сальниковой модели. Если мы говорим о герметичном типе компрессора, то привод осуществляется с помощью встроенного электродвигателя. Двигательный вал заканчивается косой шайбой, которая крепится к нему жестким способом под небольшим углом. На шайбе находится шарнир, формирующий соединение поршня и шайбы. Когда вал вращается, косая шайба начинает передавать поршню возвратно-поступательное движение, что обеспечивается установкой шайбы под заданным углом. На одну шайбу может крепиться сразу несколько поршней, что гарантирует повышение производительности компрессора при небольших его размерах. В верхней части узла находится клапанная доска с установленными нагнетательными и всасывающими клапанами. В определенной степени подобный компрессор может быть отнесен и к поршневому типу, но он не предусматривает наличия шатунно-поршневой группы, которая и создает основной массив вибрационных процессов.
Роторный (ротационный) компрессор
Один из основных видов компрессоров, использующихся в полупромышленных и бытовых моделях кондиционеров. Роторный компрессор отличается простотой конструктивного исполнения, что приводит к снижению его себестоимости, в сравнении с другими разновидностями компрессорных узлов. При этом роторные модели всегда герметичные. Если такой компрессор столкнется с той или иной поломкой, отремонтировать его уже не получится. Только полная замена узла. Количество использующихся роторов (один или два) будет зависеть от производительности компрессора, а также от его производителя.
Главными элементами ротационного компрессора являются: цилиндр, палец с пружиной, ротор, вал эксцентрикового типа, всасывающий и упругий консольный клапан, нагнетательный клапан. Для осуществления прижатия пальца к ротору используется пружина. Кроме того, прижатие осуществляется давлением пара, подаваемого из камеры сжатия в пространство над пальцем. Для подачи пара используются специальные сверления.
Электродвигательный статор запрессовывается в штампованный стакан, который и служит для крепления самого компрессора. Пускозащитное реле и проходные контакты прикрываются крышкой и закрепляются на компрессорном корпусе. Компрессор ставят на раме с использованием резиновых виброизоляторов наружного типа. Обратите внимание, что в конструкции компрессора нет защиты от попадания внутрь хладагента в жидком состоянии. Так что компрессор всегда поставляется в комплекте со специальным отделителем жидкости. Хладагент в газообразном состоянии поступает через патрубок в отделитель жидкости, после чего направляется на всасывание по трубопроводам в компрессор. Когда хладагент будет сжат, его переправляют в воздушный конденсатор по нагнетательному патрубку.
Спиральный компрессор
Данный тип компрессора состоит из вала, электродвигателя и эксцентрика. Все это размещается внутри стального герметичного корпуса. Вращение вала осуществляется с помощью 2-х опорных подшипников, которые располагаются на одной оси. Одновременно с вращением вала происходит вращение эксцентрика вокруг валовой оси. Эксцентрик проходит в подвижную спираль. Данный элемент получил название «подвижного» по причине приведения спирали в движение одновременно с эксцентриком. Впрочем, спираль не проворачивается вокруг своей оси. Этому препятствует так называемая муфта Олдхема, являющаяся разновидностью поводкового устройства. Подвижная спираль проходит в неподвижную спираль, которая крепится к компрессорному корпусу. Если в конструкции компрессора спирального типа присутствует картер низкого холодильного агента, то хладагент попадает внутрь компрессорного корпуса по всасывающему патрубку, после чего охлаждает парами электродвигатель, и только потом поступает в межспиральное пространство. Объем между спиралями неподвижного и подвижного типа носит название «парной полости». Когда спирали осуществляют взаимное вращение, внутрь парной полости поступает хладагент. Вращение приводит к уменьшению объема парной полости, что, в свою очередь, приводит к сжиманию холодильного агента, с его последующим поступлением в холодильный контур сквозь нагнетательный патрубок.
Винтовой компрессор
Самым популярным вариантом является двухроторный маслозаполненный винтовой компрессор. Их устанавливают в кондиционеры в бессальниковом исполнении. Конструкция такого компрессора включает в себя электродвигатель, переднюю и заднюю крышки, а также камеру всасывания. Электродвигатель располагается внутри корпуса полугерметичного типа. Корпус содержит в себе цилиндрические расточки, в которых размещаются ведомый и ведущий роторы. Данные элементы системы вращаются в подшипниках скольжения опорного типа. Средний участок ротора, характеризующийся увеличенной толщиной, содержит в себе нарезанные зубья ведомого и ведущего винтов, которые вступают во взаимное зацепление, как зубчатые колеса. На роторы действуют осевые силы, которые воспринимаются упорными подшипниками. В области сжатого пара, приходящейся на нижнюю часть корпуса, в цилиндрической расточке может размещаться золотник. Данная деталь позволяет регулировать компрессорную производительность в полном диапазоне: от 0 до 100 процентов.
Хладагент поступает внутрь компрессора винтового типа по всасывающему патрубку. Находясь внутри корпуса, он охлаждает электродвигатель своими парами, после чего заполняет межвинтовое пространство. При вращении межвинтовая полость уменьшает свой объем, что приводит к сжатию хладагента и его последующему поступлению сквозь нагнетательный патрубок в холодильный контур.
Турбокомпрессор (центробежный компрессор)
Единственная поточная разновидность компрессора для кондиционера, которая создает напор хладагента после себя, вместо того чтобы сжимать его, как это делается в предыдущих узлах. Принцип работы и устройство центробежного компрессора базируется на динамическом сжатии вещества, находящегося в газообразном состоянии. Главным элементом турбокомпрессора является его корпус с находящимся внутри валом, а также рабочим колесом (импеллером), содержащим на своей поверхности лопатки. Количество импеллеров в системе определяется производительностью турбокомпрессора.
Пар хладагента после испарителя передается во входное устройств с приданием ему осевого направления. Во время совершаемой работы на частицы газа воздействует инерционная сила, возникающая за счет вращательного движения колесных лопаток. При этом осуществляется перенос газа по направлению от компрессорного центра к краю рабочего колеса. Это приводит к сжиманию газа и приданию ему заданной скорости. Центробежные инерционные силы обеспечивают выбрасывание потока с лопаток в диффузор, с ориентацией на радиальное направление. Турбокомпрессоры могут выпускаться не только в сальниковом, но и в бессальниковом исполнении.