В холодное время года хорошая крыша над головой требуется как людям, так и транспортным средствам, то есть личным автомобилям наших граждан. Что самое интересное, гаражные вопросы характеризуются гораздо большим количеством нюансов, чем может показаться неподкованному в технических моментах человеку. К примеру, знаете ли вы, что отопление гаража имеет прямую взаимосвязь с налаживанием эффективной вентиляции? Ведь гараж представляет собой закрытое помещение. Заехавшая сюда машина, только что катавшаяся по заснеженным дорогам, может столкнуться с риском коррозии кузова. На подкрылках и днище скапливается влага, которая становится еще более опасной в отапливаемых условиях.
Именно поэтому многие владельцы автомобилей стремятся сохранять внутри гаража минусовую температуру. Влага, не имеющая возможности перейти из твердого состояния в жидкое, не сможет нанести железному коню существенного ущерба. Разумеется, за это приходится расплачиваться личным комфортом, будучи вынужденным проводить время внутри неотапливаемого гаражного помещения. К счастью, решение есть. Оно заключается в построении высокоэффективной вентиляционной системы, действующей в паре с отопительными устройствами. И сделать все это можно как стараниями профессионалов, так и своими собственными руками.
Почему гаражам обязательно нужна вентиляция?
Как мы уже сказали, гараж – это закрытое помещение, изолированное от влияния внешней атмосферы. В гараже создается свой собственный микроклимат, который в теории может быть изменен в нужную, более комфортную сторону. Если ничего не делать, то функциональные особенности гаража в сочетании с этим самым микроклиматом неизбежно приведут к образованию и накапливанию конденсата, что будет особенно заметно в холодное время года. Большие сложности будут испытывать владельцы гаражей со смотровыми ямами. Без эффективной вентиляции именно здесь будет крыться основная масса проблем, о которых мы говорим. Вы замечали, что в смотровой яме теплее, чем в остальном гараже? Кажется, что автомобилю это только на пользу. На самом же деле, теплый воздух в яме скрывает в себе большое количество влаги, неизбежно превращающейся в конденсат, выпадающий на автомобильный кузов, предметы и внутренние поверхности гаражного помещения. Если температура упадет ниже нуля, то эта самая влага превратится из конденсата в иней, что также крайне нежелательно.
И здесь мы возвращаемся к необходимости обустройства грамотной вентиляции в гараже. Помимо того, что она поможет удалить излишки влаги из воздуха, вентиляция гарантирует устранение токсичных примесей из гаражной атмосферы. К ним относятся топливные испарения, выхлопные газы, пары растворителей и т.д. Если система вентиляции будет налажена правильно, то полная замена внутреннего воздушного объема в гаражном помещении будет осуществляться дважды в час.
Обустройство вентиляционной системы в гараже своими руками
Ваша первоочередная задача – обустроить все так, чтобы внутренний воздух из гаража не просто удалялся, но заменялся на свежий воздух, поступающий извне. Да, может показаться, что процессу наполнения гаража драгоценным теплом это пойдет только во вред, ведь большая часть теплого воздуха от печки или обогревателя окажется на улице. В то же время, приточно-вытяжные вентиляционные системы заменяют влажный воздух прохладным и сухим, который, в свою очередь, вбирает в себя новую порцию внутренней гаражной влаги, опять-таки выводящейся на улицу. И это гарантирует полное отсутствие конденсата или инея внутри гаража, с возможностью поддержания температуры воздуха пусть не на комнатном, но на вполне приемлемом уровне.
В гараже можно обустроить как естественную, так и принудительную систему приточно-вытяжной вентиляции. Каждый из этих вариантов вполне достойный и эффективный, пусть и обладающий индивидуальными особенностями. Разумеется, естественная вентиляция будет характеризоваться более скромными показателями воздушной тяги, образующейся благодаря разницам в температурных режимах между уличным и гаражным воздухом. Принудительная вентиляция обеспечит необходимый уровень воздушной тяги за счет использования вытяжного вентилятора или другого устройства со схожими функциями.
Естественная вентиляционная система
В гараже и кирпича проще всего сделать вентиляцию за счет проделывания в кирпичной кладке канала или каналов вентиляции сечением в один кирпич, то есть 260*130 миллиметров. Можно использовать не только кирпичи, но и пустотелые блоки, которые укладываются в кладке боковых стен гаража. Рекомендуется создавать вентиляционные проемы в каждом углу гаража, как в верхней, так и в нижней части. Защитить внутреннее пространство гаража от проникновения грызунов и птиц можно будет с помощью решеток или металлических сеток, перекрывающих площадь вентиляционного проема. Будет ли подобная вентиляция достаточной и эффективной для вашего гаража? Ответить на этот вопрос однозначно довольно сложно.
Приточно-вытяжная вентиляция в классическом ее построении заключается в использовании двух труб. Первая устанавливается в одном углу гаража, вторая – на противоположной поверхности. При этом естественный воздухообмен будет достигаться только в том случае, если воздушные потоки будут двигаться снизу вверх. Именно поэтому рекомендуется ставить первую трубу горизонтально, на расстоянии 15-30 сантиметров от уровня пола. Вытяжная же труба должна находиться входным отверстием прямо под потолком. Диаметр труб для обустройства вентиляции определяется по внутренней площади гаражного помещения. На квадратный метр площади вашего гаража должно приходиться 15 миллиметров диаметра вентиляционной трубы. Что касается материала для трубы, то это может быть кирпич, пластик, доска, кровельное железо. Многие автовладельцы приобретают для этих целей уже готовые воздуховоды из алюминиевой фольги, которые являются вполне достойным вариантом. Чтобы защитить вытяжную трубу, поднятую над гаражной кровлей на высоту 50 сантиметров, от попадания дождя, на ее торцевой части крепится колпак в виде пирамиды, цилиндра или конуса. Чтобы быстро перекрыть канал вытяжки при образовании обратной тяги (явление опрокидывания тяги), его можно оснастить заслонкой, полностью перекрывающей трубу по всему сечению.
Минусы естественной вентиляции
- Естественная вентиляция будет работать только в том случае, если будет наблюдаться разница внутреннего и внешнего температурного режима. Простыми словами, на улице должно быть холоднее, чем в гараже. В теплый сезон это приводит к тому, что естественная вентиляция просто перестает работать.
- В процессе организации естественной вентиляции необходимо учитывать скорость воздуха за пределами гаража. Рекомендуется устанавливать приточную трубу (возле пола) с наветренной стороны, чтобы улавливать воздушные массы для осуществления вентиляции. При этом определить господствующее направление ветров для вашей местности, а также спланировать позиционирование гаража по этому направлению, обычному человеку довольно сложно.
- Существует необходимость в формировании заметного перепада давления между выходным и приточным воздуховодами. Рекомендуется создавать вертикальную дистанцию между воздуховодами от 3 метров и больше. Но размеры многих гаражей просто не позволяют организовать столь серьезный перепад уровней.
- В холодное время года могут наблюдаться экстремально низкие температуры, из-за которых воздуховоды начинают обмерзать и забиваться инеем. Через приточную трубу будет поступать сильный поток морозного воздуха, который серьезно понижает температуру внутри гаражного помещения. Так что, создавая проект естественной вентиляции, учитывайте в том числе и период, когда температурный режим будет находиться на минимально возможном уровне. Чтобы не допустить озвученных выше неприятностей, необходимо оснастить приточную трубу задвижкой, а также утеплить вытяжную трубу и не забывать периодически очищать вытяжки и от снега.
Принудительная вентиляционная система
Принудительная вентиляция для вашего гаража создается схожим образом. Разница лишь в том, что циркуляция воздуха будет организовываться не только с помощью ветра, но и с помощью дополнительных приспособлений, таких как вытяжные вентиляторы. Можно поставить на торцовую часть вытяжной трубы дефлектор вращающегося типа, который будет выполнять роль вентилятора. Для более эффективной вентиляции рекомендуется повысить температуру внутренней части трубы вытяжки. Чтобы это сделать, можно поставить в канале трубы лампочку малой мощности с узким цоколем (т.н.«миньон»), либо покрасить выступающую над крышей внешнюю часть трубы в черный цвет. Когда на трубу будет светить солнце, внутренние потоки воздуха, проходящие сквозь трубу, будут нагреваться под воздействием солнечных лучей. Повторим, в холодное время года утепление вытяжной трубы должно осуществляться в обязательном порядке!
Автономное и центральное отопление гаражного помещения
Водяное централизованное отопление может быть подведено к гаражу только в том случае, если строение располагается не дальше 50 метров от главного здания. При этом отопление естественного типа будет недоступным. Теплоноситель должен будет доставляться к гаражу с помощью довольно мощного циркуляционного насоса, с дополнительным утеплением отопительных труб. Обратите внимание на ваш котел отопления. Обладает ли он достаточной мощностью, чтобы включать в отопительный контур обогрев и дома, и гаража. Как правило, подобная нагрузка учитывается еще на стадии приобретения котельного оборудования и проектирования всей отопительной системы. Утеплению должны подвергаться потолок и стены гаража, подключаемого к центральной системе отопления. Для этого можно использовать минеральную вату слоем не меньше 15 сантиметров. С точки зрения трудозатрат и себестоимости процесс подключения гаража к централизованной отопительной системе обходится довольно дорого, а эксплуатация подобного отопления будет энергозатратной.
Вторым вариантом является оборудование автономной отопительной системы, почти такой же, как устанавливается в домах. Она будет состоять из котла отопления, системы трубопровода с подключенным циркуляционным насосом, а также отопительных радиаторов, располагающихся по периметру гаража. Стоит отметить, что подобный способ отопления гаража не отличается популярностью, поскольку для обустройства котельной нужно возвести отдельное помещение, примыкающее к гаражу вплотную. В самом же гараже ставить котел отопления нельзя, поскольку это запрещено нормами противопожарной безопасности.
Отсюда делаем вывод, что отопление гаража скорее всего будет зависеть от того, подведена ли к вашему гаражному помещению электроэнергия. Да, пользоваться электрическим отоплением недешево, зато безопасно, чего не скажешь об эксплуатации привычной многим автолюбителям печи-буржуйки. К тому же, вам не придется сталкиваться с проблемами подведения трубопровода централизованного отопления от дома к гаражу. К достоинствам электрического обогрева гаража можно отнести наличие термостата. Вы сможете установить определенный температурный диапазон вручную, после чего система отопления будет включать и выключать обогрев в автоматическом режиме. К электрическим системам обогрева относятся масляные радиаторы, инфракрасные обогреватели, тепловые пушки. Можно также использовать самодельную автономную систему отопления, которая по конструкции и рабочим принципам напоминает масляный радиатор, но лучше все же довериться устройствам от известных производителей.
Обратите внимание на то, что в гаражном помещении нельзя использовать электрические обогреватели с открытой спиралью, даже если они относятся к устройствам заводского производства. Пары бензина, вступившие в контакт с работающей спиралью, могут привести к плачевным результатам.
Постоянное или временное гаражное отопление
Гаражное отопление будет зависеть от того, какие задачи вы перед ним ставите. Будет ли это потребность во временном обогреве на время проведения определенных работ, либо это будет постоянное отопление, с возможностью поддержания температурного режима в заданном диапазоне?
Масляный обогреватель, сделанный своими руками, берет за основу радиатор типа «лепесток», представляющий собой котел, сваренный из листа стали. Внутри котла помещается электрический нагреватель, а на противоположной стороне подключаются радиаторные трубы. Удобным вариантом станет размещение самодельного масляного обогревателя на станине, сделанной из металлического уголка. Если оснастить станину колесиками, можно будет передвигать нагреватель с места на место, что актуально при проведении локальных гаражных работ. В качестве теплоносителя может использоваться трансформаторное масло. Не используйте воду, поскольку в зимнее время, при условии отсутствии нагрева устройства, вода внутри просто замерзнет. Обратите внимание, что масляные обогреватели, вне зависимости от того, сделаны ли они вручную или на заводе, обладают одним большим недостатком. Мы говорим о достаточно долгом периоде разогрева нагревателя до нужной температуры. К тому же, такой нагреватель сможет поднять температуру только в определенном месте гаража, не имея возможности прогреть помещение в целом.
Электроконвектор с вентилятором или тепловая пушка – еще два прибора, которые могут использоваться для обогрева гаража. Как показывает практика, их использование отличается гораздо большей эффективностью в сравнении с эксплуатацией масляных обогревателей. Но и недостатки также присутствуют. Рассматриваемые устройства оснащаются вентиляторами, которые будут разносить по гаражу всю пыль с пола и обстановки сразу после включения. Так что, перед тем как запускать тепловую пушку, придется позаботиться о проведении влажной уборки, чтобы потом не дышать пылью.
Более дорогостоящим вариантом является использование тепловентиляторов-фанкойлов. Рассматриваемые воздушные обогреватели отличаются прямоугольной формой и могут быть смонтированы над воротами гаража, на боковых стенах или на потолке. Фанкойлы можно оснастить датчиком открытия ворот. И когда гараж будет открываться, устройств начнет создавать мощный поток теплого воздуха в автоматическом режиме, создавая надежную преграду на пути холодного уличного воздуха. Таким образом, внутри гаража будет создаваться комфортная атмосфера, которая будет изолирована от улицы даже при условии постоянно открытых гаражных ворот. Если вы планируете обустроить постоянное отопление гаражного помещения, фанкойлы – лучший вариант обогревателя. Термодатчик сможет управлять работой устройства, поддерживая температурный режим в требуемом диапазоне при помощи слабого потока нагретого воздуха. Важным плюсом использования воздушных обогревателей является возможность быстрой просушки подкрылков и днища автомобиля путем воздействия генерируемого теплого воздушного потока. При этом риск возникновения очагов ржавчины будет сведен к минимуму.
Последним из рассматриваемых устройств являются инфракрасные обогреватели, которые также вполне доступны для создания постоянного отопления гаражного помещения. Инфракрасные обогреватели нагревают не воздух, а все окружающие поверхности, на которые будет направлено устройство. Это хороший вариант для гаража, поскольку конструкция нагревательных элементов не приведет к контакту с воспламеняющимися бензиновыми парами. Расположите такой обогреватель на потолке, и все, что будет под ним, станет приятно теплым. Впрочем, есть и недостатки. Одного инфракрасного обогревателя на гараж явно недостаточно. Нужно будет приобрести хотя бы два-три устройства, в зависимости от размеров гаража. Нельзя направлять инфракрасное излучение на автомобиль, поскольку жесткость ИК диапазона может повредить слой краски вашей машины. Многие автолюбители устанавливают инфракрасный обогреватель над гаражными воротами, что позволяет ему работать с эффективностью фанкойла.